Home Машиностроение Соединение деталей Штифтовые соединения

Штифтовые соединения

Штифты (рис. 158) — сталь­ные круглые цилиндрические, ко­нические или фасонные стержни, которые забивают в сквозные от­верстия соединяемых деталей. По форме штифты различают кони­ческие и цилиндричес­кие. По конструкции те и другие делают гладкими, с насечкой или выдавленными канавками, цилинд­рические пружинные, вальцован­ные из ленты.

Рис. 158

Конические гладкие штифты находят наибольшее применение. Их устанавливают в сквозные отверстия. В глухие от­верстия ставят конические штиф­ты с резьбой (рис. 159, I). В соеди­нениях, которые испытывают толчки и удары, ставят разводные штифты (рис. 159, II). Такие же ко­нические штифты применяют и в соединениях быстровращающихся деталей. Конические штифты мож­но без ущерба для надежности со­единения многократно вынимать и снова ставить на место. Коничес­кие штифты выполняют с конусно­стью 1 : 50.

Рис. 159

Цилиндрические штифты ставят в отверстия с на­тягом. В движущихся соединениях цилиндрические штифты ставят с расклепыванием концов. Большим недостатком цилиндрических штифтов является ослабление по­садки при повторных сборках и раз­борках.

В основном цилиндрические штифты применяют как установоч­ные детали для повышенной фикса­ции соединяемых деталей относи­тельно друг друга и в тех случаях, когда возникает необходимость пре­дохранить соединяемые детали от боковых смещающих усилий, дей­ствующих в противоположные сто­роны (рис. 160).

Рис. 160

Цилиндрические и конические штифты изготовляют из конструк­ционных сталей. Размеры штифтов перечисленных типов указаны в со­ответствующих ГОСТ.

Насечные штифты. Некоторые конструкции насечных штиф­тов показаны на рис. 158. Они отличаются от гладких штифтов тем, что имеют на поверхности канавки различной формы. При забивании таких штифтов в отверстия выдавленный ранее из канавок материал упруго де­формируется в обратном направлении. Это положение и обеспечивает по­вышенную прочность сцепления. Важно отметить, что насечные штифты допускают многократный монтаж и демонтаж без ослабления силы сцеп­ления. Изготовляют эти штифты из пружинной стали.

Пружинные штифты (см. рис. 158) напоминают цилиндричес­кую трубу, разрезанную вдоль образующей.

Их изготовляют из пружинной стали с последующей термообработ­кой. Пружинные штифты вставляют в отверстия, которые по своему ди­аметру меньше, чем диаметр штифта. Надежное соединение осуществля­ется за счет сил упругости материала штифта. Многократные сборки и разборки не приводят к сколько-нибудь заметному ослаблению силы сцепления.

Штифты с головками 1, как и насечные, имеют продольные (вдоль оси стержня) три канавки, создающие пружинящее действие при ус­тановке их в отверстие. Применяют их большей частью для крепления хо­мутиками 2 деталей 3 радио- и электроаппаратуры на панелях 4, щитках и др. (рис. 161).

Рис. 161

В качестве примера применения штифтовых соединений на рис. 162 по­казан чертеж и наглядное изображение муфты 3, соединяющей два вала 1 и 5 с помощью конических штифтов 2 и 4.

Рис. 162